Жанры - Готика и готическая субкультура - Краткая справка


Готика и готическая субкультура
(краткая справка)

"Готика" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих - вместе, разумеется, со своими носителями - так называемую "готическую субкультуру". Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления "готики") в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе. В своем развитии "готика" прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию "готических" направлений 90-, диапазон которых простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой акустики.

Первые ростки "готики" появились на рубеже 70-80-х, когда среди многообразия субтечений британской "новой волны" (конкретнее, пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин "готика" тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) - употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас, как уже говорилось, применяется термин "прото-готика"). Представителями этого направления были как переквалифицировавшиеся панки типа Siouxsie & the Banshees, так и музыканты следующего поколения - Bauhaus, Tones on Tail, Joy Division, the Lords of the New Church, Sex Gang Children, Specimen, Southern Death Cult и др. Корни "готики" обнаруживаются также в некоторых альбомах The Cure ("Faith", "Pornography"). Сhristain Death были одни из первых, кто попытался соединить "готику" с металлом. Гимном нарождавшегося движения стала композиция "Bela Lugosi's Dead" (первый сингл группы Bauhaus), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле Лугози, сыгравшему роль Дракулы.
Прото-готы выделялись среди остальных "волновиков" своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические украшения), и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в приверженности к холодным синтезаторным и "преобразованным" гитарным тембрам, безжизненным механистичным ритмам, в "закодированности" песенных текстов, в общем упадническом духе их музыки. Стилевые особенности dark punk складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и "нового романтизма".
Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую субкультуру, готик-рок сформировался на временном перекрестии "новой волны" и "альтернативы", ближе к середине 80-х. Культовыми фигурами готик-рока, наряду с высокочтимыми (до сих пор) прото-готами, стали Sisters of Mercy, The Mission, Fields of the Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер Мёрфи и др. Их композиции несли настроение мрачного пафоса, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены мотивами псевдосуицидальной экзальтации, любви-смерти, ухода в иные миры. При этом музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималисточной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью "бесчеловечных" синтезаторов и драм-машин.
Группой, совершившей прорыв в готик-роке и определившей дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская Dead Can Dance. Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива, первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения, воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой "Третьей музыки". Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дъявольской красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие по бесконечным галереям посю- и потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы послужил образцом для многих "готических" групп, сделавших акцент на женские голоса.

С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна "готики" (The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti и т.д.). А с середины 90-х в "готике" начали прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей жанровой и стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal, dark folk, electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со стремлением "готики" войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности.

Сегодня "готика" внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка "классическому" готик-року (гитарно-синтезаторные составы, дополненные акустическими инструментами, как Umdra Et Imago). Вторая - полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как Backworld, или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как Estampie, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как Sopor Aeternus c их dance macabre, и др.). Третья - техно-электронная (ее представители основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж, как Unquiet Void). Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки "готики" и индастриала (Das Ich, отчасти Мэрилин Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль готик-метал (Christian Death, возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х, Paradise Lost, смодулировавшая в "готику" из дум-дэта, The Gathering, Lacrimosa, My Dying Bride, Artrosis, Dreams of Sanity, Moonlight). "Готика" как особый тип содержания повлияла также на блэк-метал.
Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Эмоциональный диапазон "готики" также чрезвычайно широк - от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в последнее время - и славянских.

На данный момент "готика" представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической" литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.
 
Теги:Нет тегов
 

Комментарии отсутствуют
© ALTMUSIC.RU 2002 - 2017
При копировании информации с сайта, обратная ссылка обязательна!