Одним из наиболее заметных явлений Альтернативной музыки рубежа 80-90-х стал грандж (grunge), сконцентрировавший в себе все деструктивное, что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле. В числе его предшественников можно выделить такие культовые группы как Black Sabbath, Stooges, и даже King Crimson образца 1974 года - они наделили грандж грязным мрачным тяжелым гитарным звуком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавили гранджу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, безбашенную эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка "гнусавой" окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах - вот что стало отличительными особенностями классических гранджеров. Вместе с тем грандж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранджа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.
В середине 80-х грандж начинался как сугубо локальное течение (его родина - американский город Сиэтл), но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Пионерами данного направления были Green River, The Melvins (Абердин - Сиэтл), Mudhoney, Soundgarden, L7 (Лос-Анджелес). Они были более тяжелыми и трудноперевариваемыми, нежели вторая волна, начавшаяся с прорывом Nirvana.
Именно вторая волна ознаменовала настоящий триумф гранджа, когда сиэтлская Nirvana стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории рока. Nirvana была более мелодична, чем ее предшественники, она же добавила к характеристикам жанра старт-стоп динамику песен. Среди соратников и последователей Nirvana следует назвать в первую очередь обладающих абсолютно самостоятельными творческими манерами Pearl Jam и Alice in Chains. Идеи гранджа оказались близки Smashing Pumpkins и другим командам.
"Водораздельную" роль в истории гранджа (и всей Альтернативы) сыграл диск Nirvana Nevermind (1991), получивший бешеный коммерческий успех. В этом же году на вершины чартов взлетел и дебютный диск Pearl Jam, также считающийся одним из величайших альбомов гранджа. Впрочем, лидер группы Nirvana Курт Кобейн (Kurt Cobain) вряд ли предполагал, что его песни будут иметь столь оглушительную популярность, и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие внешнего статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин самоубийства этого талантливого музыканта в апреле 1994 года. Фактически Nirvana, а с нею и классический грандж прекратили существование еще до этой трагедии. Однако идеи гранджа не были забыты, развиваясь с середины 90-х в русле "радио-дружественного" пост-гранджа. Некоторые из грандов стиля в данной ситуации почли за честь прекратить существование (Alice in Chains, Smashing Pumpkins), иные же продолжают действовать, пытаясь найти новые пути самовыражения (Pearl Jam, Mudhoney).
(редакция TWAIN;
Елена Савицкая, Музыкальная энциклопедия Gromko.Ru/Жанры и стили;
All-Music Guide/Жанры и стили.
Green River - Rehab Doll (1988)
Nirvana - Nevermind (1991)
Pearl Jam - Ten (1991)
Alice in Chains - Dirt (1992)
Soundgarden - Superunknown (1994)
Pearl Jam - Vs. (1993)
Jesus Lizard - Goat (1991)
Nirvana - In Utero (1993)
Alice in Chains Babes in Toyland Bush Candlebox Clutch Chris Cornell Everclear Foo Fighters Green River Gumball Hole |
Jawbreaker Jerry Cantrell L7 Love Battery Mad Season Melvins Moist Mother Love Bone Mudhoney Nirvana Paw |
Pearl Jam Presidents of the United States of America Screaming Trees Silverchair Soundgarden Stone Temple Pilots Tad Temple of the Dog Veruca Salt |
http://www.AltMusic.ru | TWAIN (Alex BigMe) |